воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Как мы учим историю


                 «Вся наша история вымысел, с которым все согласны»
                                    (Вольтер)
                  «Мы все учились понемногу…»
                                     (А.С.Пушкин)

          Д-а-а… Понемногу мы все… Не буду за нынешнее молодое поколение, затрудняюсь оценить степень того насколько понемногу, судя по молодым людям, с которыми доводится общаться на форумах, а также по своим детям, не так уж все и катастрофично…
          Но не все в нашей стране еще общаются на форумах. Вот исследования ВЦИОМ, к примеру, от 08.02.2011 показывают весьма интересную картину. Около 30% россиян полагают, что Солнце вращается вокруг Земли, около 70%, что радиоактивное молоко можно обезопасить, прокипятив его… Это при том, что в позднем СССР предполагалось обязательное всеобщее среднее образование, и, надо полагать,  десять классов бесплатного советского и российского образования у большинства участников опроса на лбу, как у Володи Шарапова, выжжено каленым железом…
        А лет так пять-шесть назад по телевизору (для тех, кто не знает, так иногда называют зомбоящег) показывали сюжет, где заместитель представителя Президента по Сибирскому Федеральному округу, экс-глава Генерального штаба на каком-то сибирском партхозактиве сообщил изумленной публике, что Иисус Христос водил евреев сорок лет по пустыне…
       И в те же примерно годы в передаче Льва Новоженова (был такой телеведущий в
90-е- начале нулевых на НТВ) показали опрос прохожих на улицах Москвы (!!!а не Чмоболотнинска или Усть-Перепесдюйска!!!) на тему, кто изобрел лампочку… И немалое число опрошенных, в возрасте лет от двадцати до пенсионного отвечали, что Ленин… No comments… Автор этих строк, простой российский фрилансер, специализирующийся на копирайтинге и такой деятельности, как почтовая рассылка по целевым группам потребителей, известный Рунету под ником Razdolbaeff разбудил спящую дочь, в тот период студентку Университета культуры и искусств… Был послан в известном направлении, услышал, что совсем  о..ел ( в ихнем культурном универе все культурные девочки столь же культурно с папами своими разговаривают) , но фамилия Эдисон была таки произнесена.
        Можно дискутировать на тему Эдисон или Лодыгин.  Автор этих строк, имея около сорока авторских свидетельств СССР и один патент России на изобретения маленечко в теме патентоведческих вопросов. Лодыгин запатентовал принцип освещения при помощи раскаленного металла на несколько лет раньше Эдисона. А последний запатентовал близкую к современной конструкцию лампочки: колба с инертным газом, патрон, нить…
        Но еще интереснее познания россиян в вопросах истории. Видел на одном из сайтов информацию, что примерно 60% сограждан не имеют представления, что такое Февральская революция…
         Думается, еще интереснее было бы узнать мнение граждан по поводу праздника
4 ноября… Кремлевские мудрецы думали-думали и надумали вместо 7 ноября другой праздник в те же сроки. Типа, освобождение Кремля от польских захватчиков. Причем под именем поляков, которых и духу там не было, в целях политкорректности скрыты украинцы и белорусы. И именно для представителей указанных народов проводил экскурсионные туры по костромских лесам и болотам национальный герой Иван Сусанин, чей подвиг вошел в школьные учебники из либретто оперы Глинки «Жизнь за царя».
        Ну, и сама дата у многих историков вызывает сомнения…
        И вот как только в России образовался старый-новый праздник режиссер Хотиненко выдал фильм «1612. Хроники смутного времени»…
        На тему этого фильма писано немало… И появление в фильме единорога, как бы переводящее сюжет в жанр фэнтэзи, и синтез столь разных в реальной истории образов Ксении Годуновой и Марины Мнишек… Да и Годуновых убили не поляки, а вполне российские жители… И многое-многое другое…
        Ладно бы назвали фильм как-нибудь по другому. Ну, фэнтэзи и есть фэнтэзи. Так нет, год и термин хроники претендует на историческую реальность. И многие сограждане, не читающие исторических книг, да и школьных учебников вообще-то тоже не читающие, будут иметь представление о событиях смутного времени в рамках сюжета фильма.
       Можно заметить, что не менее увлекательно изучать мировую историю по голливудским фильмам. Взять, например, фильм «Монголы» начала шестидесятых… Ну, там еще Анита Экберг снималась. Которая и у Феллини в «Сладкой жизни»… С большими сиськами… Причем, надо полагать, натуральными. В начале шестидесятых силиконовая промышленность еще не столь развита была.
       Действие фильма происходит на территории Польши в 1242 году…
       Так… Здесь все даты приводятся в скалигеровской хронологии. Теории альтернативных историков в силу недостаточной своей компетентности автор обсуждать не хочет. Хотя в привязке исторических событий к астрономическим явлениям наверное все же что-то есть…
       Да, ну так вот… Монголы, согласно официальной истории на территорию Польши и других европейских стран в 1242 году как раз и вторгались. Более-менее успешно, получив, в частности, от чехов ….лей под Оломоуцем…
       А в Польше события фильма развиваются в районе двух близко расположенных городов: Краков и Суздаль… Ну, исконно польские города. Особенно второй… И войско возглавляют два сына Чингисхана: Угедей, а другого имени не помню, давно смотрел…
      Вообще-то у Чингисхана был третий сын с именем Угедей . И он унаследовал отцовский трон и заложил столицу Каракорум, фантастическое богатство которого было описано папским послом Карпини. Вот только ни одного кирпичика от того Каракорума монголы явить сегодняшнему миру не могут…
      А в западном походе Угедей не участвовал. Его, как известно, возглавлял Батый, сын старшего сына Чингисхана Джучи, погибшего в 1227 году на охоте.
       И самое прикольное в этом фильме прибытие для инспектирования своих войск на территорию Польши, кого бы вы думали?.. А самого Чингисхана… Согласно опять же официальной истории скончавшегося в том же 1227… О как…
        Ну, и Голливуд о нашей не столь древней истории. Хронология которой уже вполне достоверна, т.к. есть сохранившиеся письменные источники.
        So… Фильм «Екатерина»… Ясен перец, вторая… Про первую в Голливуде ничего и не слышали.
        В главной роли Джулия Ормонд. Начало фильма. 1749 год, пятнадцатилетняя немецкая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская в карете пересекает границу Российской Империи, направляясь в Санкт-Петербург, чтобы стать женой другого немецкого принца Карла Пе́тера У́льриха Го́льштейн-Го́тторпского. Ну, княжеств в тот период в Германии было, что шпал на БАМе, принцев и принцесс аналогично. Несмотря на имечко, означенный Карл Петер приходился внуком Петру Первому и являлся на тот момент наследником российского престола, на который впоследствии и взошел ненадолго под именем Петра Третьего…
         Так. Это событие истории не противоречит. Однако. На пограничном посту Софию Фредерику встречает офицер, представившийся Григорием Орловым… Тут автор в момент просмотра фильма встрепенулся и побежал читать энциклопедический словарь по причине отсутствия у него в те годы Интернета. И обнаружил, что Григорий Орлов появился на свет в 1739 году, так что встречать свою будущую любовницу на границе он мог будучи десятилетним мальчиком…
      Ну, в общем, не изучайте дети историю по голливудским фильмам… Если верить В.Пелевину в Голливуде по-русски без ошибок умеют писать только слово х..
       По отечественным тоже не стоит. Автор, изучавший впервые историю СССР аж в 1964 году, помнит описание ледового побоища в учебнике, составленное на основании сценария фильма «Александр Невский» режиссера Эйзенштейна. Тут тебе и построение войск, и фраза Невского «Кто к нам с мечом…»… Которую однозначно сценарист сочинил. А задуматься бы историкам, что событие датируется 5 апреля по старому стилю. Значит где-то числа двенадцатого по новому… Это на конях, в железных латах, всей кодлой да по льду с одного берега на другой… Прямо отморозки-экстремалы какие-то эти тевтонцы…
       А так вообще история она ведь наука интересная, ее бы более-менее увлекательно в школьных учебниках подавать…
       В наших школьных учебниках история России как бы отделена от истории остального мира. А интересна еще и одновременность событий в разных странах. Хотя бы вскользь, мимоходом обронить, что в том же 1612 Д`Артаньяну было примерно четыре года… Уже как-то нашу историю с мировой сближает. Оный мушкетер хоть и не вполне историчен (хотя автор романа вроде как на записки какие-то ссылается), но Дюма, насочиняв чертову кучу всякого, историю Франции ни разу не исказил. В отличие от того же Хотиненко или Голливуда…
       Или вот эпоха Ярослава Мудрого, известного современникам, как Ярослав Хромой, а скандинавам, как Ярицлейв Скупой…
       Тоже ведь сколько событий одновременно в разных странах происходит. Наш Нестор (пиарщик Ярослава) в убийстве братьев Ярослава Бориса и Глеба обвиняет другого брата, Святополка. Ну, потому что Окаянный… А вот скандинавы, которые в те годы тоже читать-писать умели на основании личных показаний главы наемной дружины (начальника охраны, типа) Ярослава (а Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде, отсюда и скандинавская охрана) сообщают, что вот он, начальник охраны, Бориса с Глебом и порешил. По прямому приказу работодателя…
      И в самом конце правления Ярослава происходит разрыв православной и католической церквей. Но дочь Ярослава Анна, выданная за французского короля Генриха Первого успевает венчаться еще до разрыва, не пришлось даже менять веру. А история Анны во Франции, где она после скорой смерти мужа стала регентшей при малолетнем сыне Филиппе, ее связь с герцогом Раулем уже после совершеннолетия сына, рождение еще одного сына от герцога, понятное дело, незаконнорожденного… Ставшего монахом и в последствии канонизированного католиками…
      Отец Анны- Ярослав канонизирован, как православный святой, сын, как католический.
А сама Анна вместе с герцогом Раулем проклята папой Римским за незаконное сожительство. То вполне сюжет для Голливуда, только история это не наша а французская…
      А другая дочь Ярослава Елизавета выходит замуж за отморозка-викинга, успевшего побыть на службе и у Ярослава, и у византийского императора, где награбил в походах немалое состояние, на «заработанные» деньги сколотил дружину, отправился в родную Норвегию, завоевал там престол, войдя в историю под именем Харальда Сурового (иногда переводят, как Грозного)…
     А в шестом классе автор изучал историю средних веков, где был кратенький параграф о захвате английского престола нормандским герцогом Вильгельмом, за эту операцию получившим погоняло Завоеватель. Который вообще-то (ну, об этом в учебнике уже не написано) на самом деле отправился отвоевывать престол, завещанный ему Эдуардом Исповедником, не имевшим собственных детей. А престол после смерти Эдуарда захватил Харальд Уэссекский, ответивший на претензии Вильгельма, мол перетопчешься…
      Не стерпев такой наглости Вильгельм сговаривается с вышеупомянутым Харальдом Суровым о совместном вторжении в Англию. Норвежский король, имевший и собственные претензии на английский престол  раньше Вильгельма высаживается на британском острове, где при Стамфорд-Бридже близ Йорка встречается с войском Харальда Уэссекского, терпит поражение и гибнет сам, пронзенный стрелой в горло… Елизавета сопровождала мужа в походе, не исключено, что тоже погибла, т.к. дальнейших сведений о ее судьбе нет…
      Харальд же Уэссекский с изрядно потрепанным войском бросается навстречу Вильгельму и терпит поражение в битве при Гастингсе…
       Однако… У Уэссекского Харальда дочка была, принцесса Гита (знают ли в концерне «Орими», чьим именем назвали чай?)… Коия после поражения отца (события происходили в 1066) бежит в Данию, где живет до 1074. Потом каким-то образом ее выдают замуж за внука Ярослава Мудрого Владимира Всеволодовича, вошедшего в историю под именем Владимира Мономаха (ну, он еще и византийскому императору Константину Мономаху внуком приходился).
      Гита рожает сына, вошедшего в русскую историю под именем Мстислав Великий, но дама она оказывается весьма пассионарная по терминологии сына «монахини и блудницы», ну, по простому, свербит у нее в одном месте. И по не вполне достоверным сведениям она покидает Русь и отправляется в первый крестовый поход с войском Готфрида Бульонского. И погибает в 1098 в Палестине… И только через год Владимир Мономах, ждавший жену, женится на другой…
      О как… Вот в таком бы ключе историю-то в школе преподавать. Глядишь и знали бы чего…
Другие статьи по истории

5 комментариев:

  1. Андрей Антонов15 декабря 2012 г., 19:30

    Хорошо пишешь.Хотя, с некоторым не согласен.
    Подозреваю:автор - еврей.

    ОтветитьУдалить
  2. Витёк !

    Как мне застолбить МОЮ формулу =

    "КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ" ©.

    http://maxpark.com/community/6212/content/2638410

    ОтветитьУдалить
  3. КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ



    Воспользуемся помощью классиков.


    Чтобы разобраться к какой-либо штуке, говорил Маркс, надо рассматривать её в развитии.
    Автор этого комментария имеет наглость дополнить классика - и с НАЧАЛА !
    Плюс к этому, пойдём путём Эйнштейна Альберта - сначала сделаем"Специальную теорию относительности", то есть локальную,
    а потом - "Общую теорию относительности", то есть соберём эти локальные кусочки в одно целое.

    Итак - что есть НАЧАЛО ?!

    Для решения нашей задачи это есть несколько особей, человекообразных, травоядных и поляна с травой.

    И(!) - КАК БУДЕМ ЖИТЬ ?!

    Либо - кто кого сгонит с поляны.

    Либо - каждому равный доступ к поляне.

    Если примем второе, то на тот момент это и будет самое справедливое, самое развитое общество для этих условий !
    Больше ничего сделать нельзя !

    Потом какой-то гений сообразит, что можно не ждать "у моря погоды", то есть не ждать что земля подарит, а самому посеять то, что нужно, а потом собрать то, что нужно.

    При этом остаётся в силе принцип - равный доступ каждого к поляне (к земле).

    Потом очередной гений сообразит, что в нашем климате было бы неплохо соорудить избушку лубяную и топить печурку.
    .
    .
    И природа пошла нам на встречу и разместила возле нашей полянки лесок. Можно и избушку строить и печку топить.
    Но как быть с леском ?

    С поляной мы разобрались - равный доступ каждому.

    А с леском.

    Если выберем тот же алгоритм - равный доступ каждому до даров леса, опять получаем самое справедливое и совершенное общество на этот момент.

    Далее можно также рассматривать и добавлять по одному природному ресурсу, а можно сразу согласиться с формулой - !КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ" © (это и будет та самая "ОБЩАЯ теория относительности".

    Что будет далее, мы знаем: очередные гении изобретут водяное колесо и ветряной двигатель, затем паровой двигатель, затем двигатель внутреннего сгорания. затем электродвигатель...

    Развитие идёт не путём замены старого новым, а путём НАРАЩИВАНИЯ нового на старом.

    Ни один организм, обзаведясь совершенной нервной системой, не отказался от желудочно-кишечного тракта !

    И никакие нововведения не отменяют основополагающий принцип - равный доступ каждого к природным ресурсам.


    И не нужно для создания нормального общества ни триста лет, ни семьдесят лет.


    Общество СРАЗУ - либо нормальное, либо НЕ нормальное !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Г-н Старо...в, или как там.
      Стопиццот раз отвечал, что не надо путать собственность с природной рентой. Мне собственность на природные ресурсы нах не нужна по причине неумения моего ею управлять.
      А рента?..
      Мы не Эмираты и не Аравия. Посчитайте, сколько баррелей на рыло в год, и стоит ли?..
      Дело надо делать, господа... (С)

      Удалить