пятница, 4 октября 2013 г.

Двадцать лет назад



             Двадцать лет назад… В общем-то там коллизия законов была. Верховный Совет был избран в девяностом еще, как Верховный Совет РСФСР, да и Ельцин был избран в 91-м Президентом еще РСФСР. Не самостоятельного государства, а республики в составе СССР.
            А потом в декабре 92-го, как иногда принято говорить и писать «три пьяных мужика» СССР развалили. При этом как-то забывают, что за несколько дней до этого в (на) Украине прошел референдум, на котором большинство проголосовало за отделение от СССР. Так что Кравчук вполне легитимно выполнял волю украинского народа. Вот Шушкевич, тот да, без согласия белорусов решил.
            Затем 02.01.92 второго состоялась гайдаровская либерализация цен, с октября 92-го началась выдача приватизационных ваучеров по Чубайсу. О необходимости экономических реформ в России я писал в статьях «Vox minoritis. Памяти Гайдара», «Чубайс выпил всю воду в кране»,  «Чубайс выпил всю воду в кране-2».
            При том, что проводились эти мероприятия в аварийном порядке, ибо экономика России к моменту начала реформ была мертва, принципиально они не отличались от аналогичных реформ, проведенных в Восточной Европе. Можно лишь заметить, что экономика восточно-европейских стран была не столь милитаризована, как советская, поэтому реформы прошли куда мягче и безболезненнее для населения, нежели в СССР.
             Ибо экономика СССР «делала ракеты и перекрывала енисеи», а жители страны желали на полученные за ракеты и енисеи фантики с портретами вождя мирового пролетариата получить в магазине колбаски, либо чего еще там. А сделать колбаску плановая советская экономика как-то иногда забывала. Мелко и немасштабно это в сравнении с енисеем…
             В итоге стал Верховный Совет катить бочку на «дедушку», а тот взял его, да в конце сентября 93-го и запретил…
             3 октября на улицах Москвы появились толпы сторонников Верховного Совета. Что немудрено, ибо строителям ракет и перекрытчикам енисеев при Гайдаре стали как-то забывать зарплату платить по причине отсутствия полезности их деятельности…
             У некоторых сторонников было оружие… Сначала захватили московскую мэрию, потом отправились (с оружием) на штурм Останкино. Пока военный руководитель мятежников генерал Макашов пытался договориться, чтобы ему дали эфир, грузовиком протаранили входную дверь телевизионного комплекса. Началась стрельба…
            Говорят, стрельбу открыли провокаторы… Хрен знает, толком ничего потом не выяснили. Итог более ста погибших.
            Военные вмешиваться не хотели, говорят, Грачев потребовал у Ельцина письменного приказа, был ли таковой, покрыто мраком неизвестности…
              Опять же, по озвученным М.И.Веллером слухам, Грачев лично ездил в Кантемировскую и Таманскую дивизии и за толстые пачки долларов набрал там четыре танковых экипажа, которые утром 4 октября хреначили по Белому дому…
              Вечером 3 октября я смотрел дома с семьей телевизор. Журналисты прямо в эфир говорили: нас штурмуют, не исключено, трансляция может остановиться. Потом было выступление Гайдара, который призывал сторонников Президента собраться у мэрии или где-то еще, уже не помню…
            Было страшно… Во-первых, «предчу-у-увствие гражданской войны», о котором Шевчук пел осенью 91-го, возникло и на сей раз.
            Во-вторых… Не хотелось обратно в совок. Прожил я в том совке 37 лет, и хоть начало девяностых было экономически трудным… А если я до этого почти 15 лет ядерные реакторы проектировал, а потом выяснилось, что они не нужны никому… Приходилось крутиться… Но глоток свободы уже попал в легкие, назад уже не хотелось.
           Как пел тогда Газманов: «Я голодный, но веселый и злой…»
           А на следующее утро я по делам заехал домой к своему бывшему коллеге по конструкторскому бюро, с которым имел, типа, общий бизнес в МГП «Текарт». Этого коллегу я упоминал в рассказе «Однажды в девяностые или про облучатели КГБ».  Да, ну помимо того я работал начальником отдела рекламы в АО «Венец»…
           Жил мой коллега со второй женой, которая преподавала в Университете английский, помимо того ее нередко приглашали в качестве переводчицы сопровождать иностранные бизнес- делегации, которые в начале девяностых в Питере нередко бывали.
           И вот сидели мы утром 4 октября смотрели по телевизору трансляцию CNN, как танки по Белому дому лупили, болели за «наших». Ну, и порадовались в итоге, что «наши» победили…
          Правда, в новом веке «ихние» взяли реванш, занявшись реанимацией совка…
      Другие статьи по истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий