воскресенье, 8 декабря 2013 г.

Онотоле Вассерман и плановая экономика



            So… Известный всем из телевизионных передач человек с бородой и жилеткой о бесчисленном множестве наполненных всяческой всячиной карманов, Анатолий Вассерман, а в Интернете Онотоле, в середине девяностых написал статью «Коммунизм и компьютер», где доказывал, что существовавшие тогда информационные технологии не позволяли при том же наборе ресурсов плановой экономике достичь результата такого же, как рыночная.
            Ибо существовавшая в семидесятые годы в СССР номенклатура изделий где-то в двадцать миллионов единиц той вычислительной техникой обсчитана быть не могла. А если могла, то процесс расчетов занял бы невероятно много времени.
            Здесь его позиция была близка к точке зрения нобелевского лауреата по экономике Фридриха Августа фон Хайека, чьи воззрения базировались на теории неполноты информации. В силу которой получение информации в экономике затруднено, как случайным характером экономической деятельности, так и несогласованностью интересов её участников.
          Поэтому плановик не мог достаточно точно описать плановую экономику в целом.
          Однако. В 2011 году тот же Вассерман публикует статью «Отрицание отрицания», где сообщает, что, поскольку информационные технологии уже достигли небывалого уровня, и рост их происходит по экспоненте, уже сейчас имеются возможности для планового управления экономикой, близкого рыночному по качеству.
           А поскольку информационные технологии продолжают развиваться, уже году к 2020 они обеспечат возможность превышение качества планового управления над рыночным.
          Тут, правда, сразу можно отметить, а что, разве потребности не растут вместе с возможностями, и, можно предположить, что номенклатура планируемых единиц должна составлять не двадцать миллионов, как во времена СССР, а куда больше.
           Еще в поздней статье Онотоле содержится утверждение, которое, впрочем, ничем не обосновано, что и освоение инноваций в новой плановой экономике будет происходить быстрее и эффективнее, чем в рынке.
           Весьма спорно, о чем ниже.
           Теоретически можно согласиться с тезисом, что при консервации достигнутого уровня потребления и выпускаемой товарной номенклатуры, суперкомпьютер сможет обсчитывать застывшую в развитии экономику лучше, чем рынок, ибо рынок это всегда развитие, а останавливая развитие, мы уничтожаем рынок. План- это всегда застой, ибо планируется только то, что известно. А чего нет в природе не может быть запланировано.
           Не хотелось бы касаться личностей, но уж человек больно любопытный… Это, вне всяких сомнений, его личное дело и никого не касается, только сдается мне, что человек в юности давший и по сей день выполняющий обет целомудрия не знаком с колоссальнейшим пластом реальной жизни большинства людей.
           Ну, скажем, что продукт, именовавшийся в советской действительности изделием №2 бывает со вкусом, клубники, малины, банана… А то еще с ребрами, кольцами, пупырышками, усиками…
           И вот как вы думаете, каким образом суперкомпьютер сможет запланировать требуемое на текущий год количество той или иной разновидности указанного изделия. Кто ему сообщит исходную информацию?
           Предположить, через Интернет будет организована обратная связь между миллионами потребителей продукции и этим самым плановым компьютером?
           И нам будет предложено ответить на вопросы, чего мы собираемся купить в текущем году: сколько презервативов, с каким вкусом, сколько и каких бритвенных лезвий, пар трусов, носков, для дам бюстгальтеров каких производителей и размеров… Э?..
           Сколько мы предполагаем выпить в текущем году бутылок пива «Туборг», а сколько «Толстяк», какой предпочтем виски: Johnnie Walker, Chivas, Cutti Sark, White Horse?..
           Не длинноват ли список будет? И сможем ли мы на него ответить на год вперед, если не знаем, что будем делать сегодня вечером?..
            Может опять, как в старые добрые времена доверим ввод информации в компьютер чиновнику Госплана? Ну, этот введет… В результате получим один вид изделия №2 в обертке из грязно-желтой бумаги, одежду и обувь модели «прощай молодость»…
            А спонтанность покупок? Известная любому грамотному маркетологу. Фланирующая по торговому центру дама и не думает о покупке, допустим, новой пары туфель, но увидев оную, тут же незамедлительно покупает. Как такие покупки запланировать?...
          А как быть с изменением вкусов во времени? Вот пил человек всю жизнь водку, потом на приличную работу устроился, достаток у него вырос, попробовал виски или бренди, и понравилось, а компьютер ему уже водку запланировал… Чего делать-то?..
          Было время я очень любил пиво, о чем также ранее писал. Даже продававшуюся в советские времена в ларьках жидкость маловразумительного вкуса под названием «Жигулевское» употреблял, выстаивая по полтора часа в очереди…
           В продолжении статьи о возможности планирования производства товаров производственно-технического назначения, о принципиальной невозможности существенных инноваций в плановой экономике, примерах неудачных нововведений, невозможности неживому существу рассчитать модель поведения живого…

2 комментария:

  1. Респект стилю и логике

    ОтветитьУдалить
  2. Get all the best spirits and wines at Duty Free Depot!

    All the highest quality brand name drinks for unbeatable low price tags.

    ОтветитьУдалить