понедельник, 17 февраля 2014 г.

Сады Семирамиды и днепрогэсы



           Не в первый раз касаюсь этой темы, но в диспутах сторонников левых идей с представителями либерального направления часто заходит речь о характере построенного в СССР общества.
           В позднесавецкий период штатные пропагандисты называли оное развитЫм социализмом, а правивший годик с небольшим Юрий Владимирович успел отметиться теоретическим изысканием в журнале «Коммунист», сообщив, что страна вступила в исторически продолжительный период развитОго социализма. И всем сразу стало ясно, что обещанного Хрущевым коммунизма не будет.
           В цивилизованных странах царившие в СССР порядки с тенью презрительности называли «реальным социализмом», имея ввиду, что при таковом в аптеках не продаются гондоны, а в магазинах еда, одежда, бытовая техника и прочая хрень, включая туалетную бумагу. Причем этот термин употребляли не какие-то там буржуины миллиардеры, а руководители коммунистических партий, Испании, Италии, Франции, в частности.
          Когда же к власти пришел Горбачев, и пресса взялась писать, кто чего хочет, появились сравнения савецкого общества с рабовладельческим или феодальным строем.
         Поэтому хочется разобраться, не слишком ли мы принижаем феодализм, особенно западноевропейский его вариант, сравнивая с безгондонным и бесколбасным «саюзом нерушимым республик свободных».
         В савецких школах, а может быть даже и вузах в бОшки отечественных троечников, которые, как известно, заканчивали не только Дивножопские заборостроительные техникумы, но и юридический факультет ЛГУ, было принято ставить чуть не знак равенства между феодальным строем и крепостничеством, бесправным положением трудового крестьянства.
         Ежели такой вариант иметь ввиду, то, наверное, феодализм в СССР был и впрямь, ибо, как барин имел своих крепостных девок, так и председатель колхоза тружениц полей и доярок, а руководитель «новостройки пятилетки» вверенных ему работниц.
          Вот тут случАй вспомнил… Про «новостройку пятилетки»… Довелось мне в год смерти Ильича Второго несколько раз посещать в предпусковой и пусковой период одну пивдэнно-назалэжную атомную электростанцию. В качестве представителя завода-изготовителя. Обладавшего правом порой кидать руководству АЭС предъявы по поводу ненадлежащего хранения и эксплуатации поставленного оборудования.
          Ну, и… Как-то раз меня охрана станции прихватила, когда я в винный магазин в фирменном белом халате зашел. Некоторое время в «обезьяннике» просидел, пока другой представитель завода до директора дозвонился, выпустили… Директор извинился потом…
          Да, надо иметь ввиду, что после дарования матушкой Екатериной вольностей дворянских, сельский барин был не так уж и бесправен перед вышестоящими. Салтычиху и то, вона, не сразу по суду привлекли чуть  на за полторы сотни запоротых дворовых девок.
          А вот председатель колхоза или руководитель «новостройки» перед вышестоящими партийными органами был бесправен.
          Но вернемся к приписываемой Марксу разбивке истории человечества на формации: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капитализм, ну, и умозрительный коммунизм. Вообще-то оную сочинил не бородатый Карла (Петра Первого на его бороду нет), а вполне себе савецкий академик Струве в тридцатые годы двадцатого века.
          Маркс про эти формации, безусловно, писал, но он вовсе не имел ввиду земли варваров, лежащие за гумилевской нулевой изотермой января. Ибо со своим мохнорылым другом и спонсором Энгельсом считал достойными людьми только западных европейцев, а славян там всяких и прочих азиатов вовсе не считал, полагая их народами реакционными, которые должны исчезнуть с лица земли вместе с реакционными классами.
          И к феодализму. Западноевропейский феодализм это не только крепостное право. Это одна из его черт, которая в отдельных странах в определенные периоды времени ему сопутствовала. Но не везде и не всегда.
          При том, весьма сильно отличающиеся системы на западе и востоке Европы историки называют одним словом феодализм.
          В Западной Европе его главнейшей чертой было частное землевладение при том, что государственного почти и не было. И мелкие сельхозпроизводители за барщину и оброк арендовали землю у ее собственников, оставаясь при этом хозяйственно-самостоятельными. Общинного землепользования в Западной Европе никогда и не было, до феодального землевладения основу хозяйств составляли аллоды- частные семейные землевладения, которые постепенно подмяли под себя феодалы.
         В правящем классе существовала вассально-ленная иерархия,
действовали принципы «Nullum officio sine beneficio» (никакой услуги без благодарности) и «Вассал моего вассала не мой вассал».
         То есть. Отношения «сюзерен- вассал» это не отношения «первый секретарь райкома- председатель колхоза». Никаких приказов, чисто договорные отношения. Ты мне бабло и землю в собственность, я тебе верную службу. В соответствии с рыцарским кодексом чести. И моих крестьянских девок, хоть ты и мой сюзерен, ты права трахать не имеешь. Я их сам буду…
          А кроме того духовная власть в Европе была вполне себе независимой, существовало порой и некоторое соперничество ее со светской властью. Т.е., папа и кардиналы вовсе не ложились под королей, как это стало принято в северо-восточных княжествах Руси со времени установления там ордынской «вертикали власти».
          Желающие могут погуглить «стояние в Каноссе», «авиньонское пленение», вспомнить взаимоотношения кардиналов Ришелье и Мазарини с царствующими особами, мушкетеров короля и гвардейцев кардинала.
          А еще в Европе в эпоху феодализма росли и развивались промышленно-торговые города, которые управлялись выборными органами власти- магистратами. С земельными феодалами- герцогами, графами, баронами такие города состояли в договорных отношениях, платя им налоги, но, получая взамен военную защиту.
         По сценарию, похожему на западноевропейский развивались и Великий Новгород с Псковом, но в были колонизированы Московским княжеством,  унаследовавшим от ордынских ханов структуру управления и склонность к территориальным завоеваниям.
          Доордынскую систему управления Русь частично, наряду с религией, заимствовала у Византии, частично у пришедших откуда-то из Скандинавии Рюриковичей.
          Феодализация в Центральной и Восточной Европе происходила путем завладения крестьянскими землями не частниками- феодалами, а государством.
           То есть. Кто был главным в государстве, тот и был хозяином всей земли. Он же назначал удельных князей из числа своих родственников и друзей по секции дзюдо, которые не становились, как в Западной Европе, владельцами этой земли, а всего лишь ее собственниками, уплачивая «пахану» налог и прикармливаясь с землицы.
         Короче. В Европе, если твоя земля, ты и начальник на ней. И дети твои будут начальниками. Если не пропьют.
         На Руси наоборот. Покуда тебя с начальников «центр» не снял, земля у тебя в кормлении.
         Но ветры с Запада задували и на Русь, в одиннадцатом веке опередивший в борьбе за киевский престол братьев князь Ярослав, которого Карамзин в девятнадцатом веке назвал Мудрым, не без влияния жены Ингигерды, дочери шведского короля Олафа, стал проводить проевропейскую матримониальную политику, возникла возможность европейского варианта развития Киевской Руси.
         Результатом правления Ярослава стала так называемая феодальная раздробленность Руси, которая имела место и в Европе и ничего негативного в ней европейцы не видели. Наряду с тем, что воевали друг с другом, учились не просто подчиняться вышестоящим, а договариваться.
         Умение договариваться- одно из главнейших отличий европейской цивилизации от азиатской. В которой главное- умение приказывать или подчиняться.
        Однако, с середины тринадцатого века проевропейский вектор развития России сменился на проазиатский с его жесткой «вертикалью власти»…
         Ну, и?.. Да. То, что было на Руси в средние века тоже можно называть феодализмом. Хотя это и вовсе не такой феодализм, как, скажем, во Франции, Англии. Феодализм, конечно, но недоделанный…
         Феодализм без рыцарей и прекрасных дам, драконов и ланселотов…
         Есть вот версия, что сильная нелюбовь между драконами и странствующими рыцарями возникла из-за гнусной привычки последних срать возле жилищ драконов.
         А у тех, в отличие от крыльев, ручонки маленькие, совочек с веником в них держать неудобно, посему никак не удавалось это говно от своих жилищ удалять.
         Ну, и из мести, зная, что железномордые путешественники очень прекрасных дам любят, стали драконы этих дам из замков и городов похищать. И пошли у них боевые действия…
          И вернемся к рассмотрению вопроса, какая же общественно-экономическая формация существовала в СССР, да и в дореволюционной России тоже…

Комментариев нет:

Отправить комментарий