суббота, 11 июня 2016 г.

Про юбки и штаны

   Это, типо, в дополнение к статье «Back in the USSR. Одежда и быт». 
   Пошли тут вчера с женой по магазинам. Зашли в торговый комплекс, где на третьем этаже немереное число магазинов одежды различных брендов. В один супруга решила зайти, она там накануне юбку-брюки присмотрела, решила со мной примерить и купить. 
   Бренд называть не буду, ибо не фиг, не уплочено, но фирма отечественная, созданная ещё в 1988 году человеком, отсидевшим в совке срок за фарцовку, и сейчас располагающая своим производством и широкой сетью магазинов.
   Но. У жены основной вопрос, что носить с этим предметом гардероба. Она из дома три блузки взяла, там ещё кучу перемерила, да так эту юбку-брюки и не купила. Не подходит, мол…
   Однако, помню я времена, когда супруге было втрое меньше, чем теперь, жили мы тогда в стране, называвшейся Великий Ужасный Могучий Советский Союз, и как-то не сильно она парилась, ну, во всяком случае меньше, чем сейчас, что к чему подходит, а что нет. Ибо, если в магазине появлялось что-то пригодное для носки девушкой или молодой женщиной, оный девайс уходил из продажи влёт и со свистом, а то, что нах никому не надо продолжало висеть на вешалках годами.
   Напомню сценку из фильма «Влюблён по собственному желанию». Героиня Глущенко, не сильно разбирающаяся в моде, просит проходящую покупательницу помочь ей что-нибудь выбрать. На что слышит ответ: «Вы же видите- здесь ничего нет». При том, что всё заполнено…
   И чуток попозже, когда супруге было вдвое меньше, чем ныне, стал я ездить в загранкомандировки в социалистические Венгрию и Чехословакию. Не Италия с Австрией, конечно, но приличной одежды в магазинах куда больше, чем в СССР. Вот оттуда я жене и появившимся детям и возил всё, начиная от нижнего белья.
   И опять же, почти всё, что я покупал, супруге подходило, вопрос, что что-то к чему-то не подходит, как-то не возникал. Ибо таких вещей, что я привозил, в СССР не было вообще.

   Вот как на этой фотке. Не знаю, сильно ли её тогда волновало, как сочетаются венгерская ветровка, итальянский джемпер, привезённые мною и джинсы «Wrangler» испанского производства, которые привёз её брат, ходивший на судне радистом в загранку. Джемпер я, между прочим, себе покупал, только и она его носила, а уж позже и сын, и дочь.
   Снимок от сентября 1984 года после финиша тридцатикилометрового пробега Пушкин-Ленинград, она меня тогда в Пушкине проводила, в электричку прыгнула, в Купчино в метро пересела, на станции «Московская», девятнадцатый километр трассы, вынырнула, стакан чая с мёдом мне дала, снова в метро и на Дворцовой встретила.
   Так это я к чему? А к тому, как четверть века капитализма изменили наши потребительские стандарты. «Ешь, что дадено» уже не канает. Разборчивыми и привередливыми мы стали. О чём я, собственно, и писал в статье «Капитализм лишил меня скупых телеграмм радости». 
   С другой стороны, благодаря "нашему всё" и «затокрымнаш» страна «стремительным домкратом» и «под памфары» валится обратно в совок, в котором юному поколению, разгуливающему в майках с надписью СССР, бывать не довелось. Ну, так, ещё не вечер…
   А пока жена юбку с блузками мерила, я по магазину прошёлся, что почём поглядел. Как-то не сильно в ценах на одежду ориентируюсь, одежды у меня до смерти хватит, даже костюм есть, чтобы в гроб положить, хотя пиджаки я уж где-то с четверть века не ношу.
   И вот цены на джинсы. От полутора до трёх тысяч рублей. А модели двухлетней давности триста- четыреста рублей. Хотя «мой голова не мочь» отличить двухлетнюю модель от сегодняшней.
   Напомню. По статистике средняя зарплата в России чуть выше тридцати тысяч рублей, а в Питере сорока, за Москву не знаю. Да, это средняя температура по больнице, и зарплата топ-менеджмента ГОСУДАРСТВЕННЫХ компаний Роснефть, РЖД, Газпром измеряется миллионами. Тем не менее…
   В далёкие же, благословенные брежневские семидесятые- восьмидесятые… В фильме «Вам и не снилось», снятому в начале восьмидесятых по повести Галины Щербаковой, главный герой, перечисляя сохнущие на балконе виды одежды, произносит: «И высшая стадия развития штанов- штаны джинсы…».
   Так вот. В советских магазинах брежневской эпохи «высшая стадия развития штанов» не продавалась. Джинсы привозили редкие командированные из-за границы, моряки загранплавания, ещё их скупала фарца у заезжих иностранных туристов, благо в Ленинград по выходным наезжали северные соседи водку пьянствовать, она тут в разы дешевле, чем у них была.
   Бывали в магазинах как бы джинсы польского и болгарского производства, но эти штаны любой детсадовец с расстояния в пятьдесят метров мог отличить от фирменных «Wrangler», «Lee», «Levi`s» «Montana» etc…

   И при средней по Советскому Союзу в 1980 году зарплате в 150 рублей джинсы указанных марок на галёре Гостиного двора в Ленинграде продавались за 250 рублей. Если повезёт, за двести… Там же, кстати, продавали доллары по три рубля, а вот по шестьдесят копеек, как об этом часто пишут, их не продавали нигде и никогда.    
Цена шестьдесят копеек была только на страницах газеты «Известия», где публиковались курсы валют…
   Уже при Горбачеве в магазинах появились сшитые по лицензии фирменные джинсы стоимостью сто рублей. Правда, их тоже мало покупали, считали за сотню дороговато…
   Вот об этом подумалось, пока бродил по магазину одежды. Если принять коэффициент пересчета зарплат 200 (тридцать тысяч сегодня, сто пятьдесят тогда), выходит модель джинсов двухлетней давности, стоящая сегодня 300 рублей, в совковых деньгах была рупь с полтиной…
   Das ist Fantastisch…
   Будь проклят этот капитализм 
   Будь проклят этот Гайдар 
   Об аффтаре

Комментариев нет:

Отправить комментарий