среда, 14 декабря 2016 г.

Развилки истории, 1997- 1999 годы, начало конца



        Итак, продолжу о развилках российской истории, в которых был возможен иной поворот, иная судьба России. Последняя развилка более продолжительная, потому что в неё уложились в качестве возможных преемников и Немцов, и Примаков, и Степашин. В итоге был выбран тихий, незаметный, полностью соответствующий рекомендациям Талейрана, как надо делать карьеру. Что и привело Россию к назревающей катастрофе
                                                    *  *  *
         Краткое содержание предыдущих серий.
         Ну, во-первых, начал я с восемьдесят пятого, а не раньше. Хотя можно было написать: а если бы удался мятеж Корнилова, если бы Троцкий или Зиновьев с Каменевым одолели Сталина, если бы после переговоров Молотова в ноябре сорокового Сталин по совету Гитлера ударил по Ближнему Востоку, предоставив возможность фюреру десантироваться в Великобританию, если бы в пятьдесят третьем Берия, а не Хрущев, если бы удалось довести до конца реформы Косыгина…
          Но пишу о том, современником чего был. Хотя жил и при Косыгине, только недостаточно зрел ещё был.
          So… Кратко. Если бы в восемьдесят пятом не Горбачев, а Гришин или Романов, экономика рушилась, вероятно, чуть медленнее. Как при сползании по песку с горки- если не рыпаешься, ползёшь медленно, начинаешь трепыхаться- катишься вниз. К началу девяностых точно также нечего было бы жрать, только бы в газетах этого не писали бы и в ящике не показывали.
          На всякий случай напомню тем, кто считает, что всю еду спрятал Гайдар, назначенный и.о.премьера в ноябре девяносто первого, сюжет «Похороны еды» в передаче «Оба-на» и песенка в исполнении Аллы Борисовны «Ням-ням-ням, зато мы похудам»- это 1990 год. Когда у власти ещё Горбачев, а премьер Рыжков.
          Девяностый- это возможные, но непринятые Горбачевым реформы Шаталина- Явлинского. Летом девяностого некоторый шанс их успешности ещё был, годом позже уже нет.
          Девяносто первый- потенциальная возможность победы ГКЧП. В итоге голод зимой, ибо, если еды и денег нет, взять их всё равно негде. А Запад Янаеву, в отличие от Гайдара, не дал бы. И был бы сталинизм, но чуть менее кровожадный.
          Девяносто третий. В случае победы Верховного совета возврат в совок, отмена приватизации. В общем, на тойотах с ниссанами мы бы с вами не поездили, лосося с пармезаном не поели, в хургадах и антальях пузо под тёплым солнцем не погрели.
         Девяносто шестой. Если бы Зюганов. Опять национализация. Тойоты с ниссанами и хургады с антальями у нас с вами, конечно, были бы, но в меньшем количестве. А если Собчак, вряд ли б были существенные отличия курса от ельцинского.
         И теперь к развилкам девяносто седьмого- девяносто девятого.
         ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ 

2 комментария:

  1. "если бы удалось довести до конца реформы Косыгина…"

    Реформы Косыгина и послужили одной из главных причин разрушения СССР, поскольку это была неудачная попытка скрестить ужа с ежом: социалистическую экономику сталинского образца с капиталистической экономикой того времени. В системе показателей эффективности экономики в целом и предприятия в частности стали доминировать денеженые показатели (прибыль, рентабельность) а не натуральные как в сталинской (материалоемкость, энергоёмкость, трудозатраты в часах рабочего времени). Это привело к таким перекосам и в экономике и в сфере нравственной, что СССР в конце концов развалился. Подробнее в книге д.э.н., профессора кафедры "Мировые финансы", МГИМО, В.Ю.Катасонова, "Экономика Сталина")

    https://cloud.mail.ru/public/da17ce9e7482/v%20yu%20katasonov-%20economika%20stalina%20-%202014.pdf

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Абсурдно ссылаться на якобы экономиста, верящего в мифическое существо, состоящее из близких родственников и исходящего от них запаха, считающего целью экономики подготовку к загробной жизни.
      Реформы Косыгина дали рост жизненного уровня, я это помню.

      Удалить